Что такое Софистика
Софистика — это умное использование аргументов, которые кажутся истинными, но на самом деле являются ложью, с целью обмана людей.
Также софистика — это философское течение, которое было создано софистами в Древней Греции и существовало с середины V до первой половины IV века до нашей эры.
Софизм — это аргумент в рассуждениях, кажущийся истинным, но содержащий какую-то скрытую логическую ошибку, служит для обмана собеседника; это специальный приём мошенничества, где человек пытается обхитрить, выдав ложь за правду, и ввести в заблуждение.
Софист — это человек, который говорит с разумными, но ложными, обманчивыми аргументами.
В современной речи софизм, софист и софистика используются в пренебрежительном смысле.
Этот термин произошёл от старофранцузского слова sophistrie, от латыни sophista, от древнегреческого σοφιστής (sophistḗs — "мудрый человек"), от σοφίζω (sophízō — "я — мудрый"), от σοφός (sophós — "мудрый").
Софизм — примеры
- Трава зелёная. Трава растёт из земли. Значит земля зелёная;
- Я еду в поезде. Поезд едет во Владивосток. Значит я еду во Владивосток;
- Проезжать на красный свет является нарушением правил дорожного движения. Машины скорой помощи проезжают на красный свет. Таким образом, машины скорой помощи нарушают правила дорожного движения.
Естественно все мы знаем, что земля не зелёная, а только трава, так как содержит вещество хлорофилл (которое зелёного цвета). Он есть у травы для того, чтобы обеспечивать процесс фотосинтеза и превращать углекислый газ в кислород, и в это время трава получает энергию для своей жизни.
Фраза про поезд могла бы даже быть правдой. Однако далеко не факт, что этот путешественник собирается выходить именно на конечной остановке. Если это, например, поезд Москва — Владивосток, у него даже очень многокилометровый выбор, растянутый на целую неделю. Значит, это ложное умозаключение.
Про скорую помощь, конечно, бывают ситуации, когда они действительно нарушают правила дорожного движения. Но фраза говорит о том, что раз всем и всегда запрещено — значит они тоже нарушают. Хотя им в основном дозволено нарушать правила. Значит, это неправда.
Софистика как философия
Софисты, будучи "учителями мудрости", изучали не только политические и юридические вопросы, но также и задачи философии.
Софистика сконцентрировала свой интерес на социальных темах, на вопросах коммуникаций и на человеке. Она изучает ораторское искусство, политику, философское познание и конкретные науки.
В своей тяге к убедительности они достигали мнения, что можно, и даже нужно, доказать всё, что угодно, или же оспорить. Всё зависело от того, что было нужно в данный момент. И это стало источником равнодушного отношения к правдивости доказательств и оспариваний.
Таким образом сформировались приёмы аргументирования, которые стали называть софизмами. А софисты, как люди с образованием и интеллектом, прекрасно знали, что теоретически могут доказать всё, что душе угодно.
Школа софистов
Софисты были странствующими профессиональными учителями и интеллектуалами, которые посещали Афины и другие греческие города во второй половине пятого века до нашей эры.
За оплату софисты предлагали молодым богатым греческим мужчинам образование в области аретé (добродетель или превосходство), тем самым достигая богатства и славы, но и вызывая огромную антипатию.
До пятого века до нашей эры качество арете было преимущественно связано с аристократическими добродетелями воина, такими как мужество и физическая сила.
Однако в демократических Афинах конца пятого века до нашей эры арете всё чаще стало пониматься как способность влиять на своих сограждан на политических собраниях посредством риторического убеждения.
Таким образом, софистическое образование выросло за свои привычные рамки и использовало это изменение.
Известными представителями софистического движения являются Протагор, Горгий, Продик и Фрасимах.
Особые доктрины софистики
Английский историк Джордж Грот (1794-1871) утверждал, что софисты не имеют ничего общего друг с другом, кроме как своей профессии в качестве оплачиваемых учителей, обучающих молодых людей.
Софисты не были никакой сектой, с набором обязательных убеждений или доктрин. Но у них была общая заинтересованность к целому ряду вопросов, где они стремились применять решения по определённым, чётко установленным принципам.
Теоретические вопросы
Релятивизм и скептицизм часто рассматривались как общие черты софистического движения в целом. Но было ранее указано, что только у Протагора и Горгия есть какое-либо указание на радикальный скептицизм возможности познания.
Одной из самых известных доктрин, связанных с софистическим движением, была оппозиция между природой и правом или конвенцией морали. Вероятно, что это противопоставление возникло не в софистических кругах, а скорее возникло ранее, но оно было явно очень популярно и фигурировало в основном в софистических дискуссиях.
Эта самая распространённая доктрина включала в себя призыв двигаться от обычных законов к якобы более "высоким" законам, основанным на природе.
Иногда эти более "высокие" законы применялись для исправления недостатков в действующих законах и для введения более строгих обязательств. Но обычно это было для того, чтобы освободить человека от ограничений, неоправданно навязанных законами, созданными обществом.
Гуманистические вопросы
Они были чрезвычайно заинтересованы в истории и социальной организации общества.
Одна из теорий предполагала, что в человеческих отношения повторялись циклы, согласно которым существовала прогрессия "от хорошего к плохому", которая уступала место другой — "от плохого к хорошему". Но типичное софистическое отношение к обществу отвергло со временем эту версию в пользу другой. Они стали смотреть на человеческую историю как на прогресс от "дикости" к "цивилизации".
Арете (об этом написано выше), по мнению софистов, стало результатом контролируемых процедур, которые были им знакомы, что имеет огромное значение для организации общества.
Вера в то, что преподавание самого высокого качества может принести успех как для человека, так и для правительств, оказала глубокое влияние на последующую историю образования.
Считается, что благодаря принятию этой доктрины Платоном и Аристотелем софистическая позиция стала частью последующей гуманистической традиции.
Синонимы слова софист
- учитель;
- хитрец;
- оратор;
- казуист;
- лжемудрец.