Что такое Схоластика
Значение схоластики
Схоластика (от лат. scholastica — "школьный", "учёный") — направление в средневековой философии, тесно связанное с религией, которое пыталось путём логических рассуждений и анализа объяснить правила церкви и доказать, что Бог существует.
Философы считали, что религия должна базироваться не только на слепой вере и чувствах, но и на разуме верующего.
Второе значение схоластики — познание, в основу которого не заложен жизненный опыт. То есть это философствование, размышление без опоры на жизненные ситуации.
Схоласт — это:
- философ-приверженец схоластики;
- человек, который философствует схоластически, т. е. его размышления не построены на жизненном опыте и не следуют из практики.
Представители схоластики
- Боэций (Аниций Манлий Торкват Северин);
- Алкуин;
- Петр Дамиани;
- Ансельм Кентерберийский;
- Эриугена (Иоанн Скот);
- Фома Аквинский;
- Роджер Бэкон;
- Дунс Скот;
- Бонавентура (наст. имя Джованни Фиданца);
- Уильям Оккам и др.
Средневековая схоластика
Схоластика сформировалась в Средневековье в IX–XIII веках.
Однако ещё до этого периода схоластические идеи можно было найти в трудах древнегреческих философов Аристотеля и Платона в IV–V вв. до н. э.
Развитие схоластики связывают с именем римского философа Боэция (V–VI вв.). Философ переводил труды этих древнегреческих философов. Большое внимание уделял логике.
Вместе с логикой в Средневековье пришло рассуждение и о том, существует ли Бог и как это логически доказать.
Доказыванием существования Бога занимался итальянский философ Ансельм Кентерберийский (XI–XII вв.). По мнению философа, человек должен понять свою веру с помощью разума.
Философ утверждал, что вера и разум могут сосуществовать. Но вера не следует из разума. Это что-то божественное, что даруется свыше.
Что касается существования Бога, то философ пытался доказать это с помощью онтологии (науки, которая изучает бытие). Бог совершенен. А это значит, что если он существует в наших размышлениях, мыслях, то мы не можем прийти к мысли, что его нет. Потому что тогда он не был бы совершенен.
Схоластика и Фома Аквинский
Философ доказывал существование Бога, приводя следующие доводы:
- Бог — есть первичная причина появления всего: всё существует по какой-то причине. А значит должна быть и первичная основная причина всего. И это Бог.
- Всё движется из-за кого-то, и это движение было запущено кем-то. Бог — есть тот, кто запустил первое движение.
- Для всего есть какая-то цель, конечная установка. Бог даёт эту установку, ставит цель для всего.
- Нужность, обязательность всего тоже заложены Богом.
Фома Аквинский считал, что разум и вера могут сосуществовать. Что есть понятия или вещи, которые может понять только разум. А есть те, в которые нужно просто верить и через разум до них не дойти.
Его основные труды: «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (этот труд известен также под именем «Сумма философии»).
Схоластика и патристика
Патристика (от греч. πατήρ (pater), лат. pater — отец) — это учение, труды Отцов Церкви, которые направлены на то, чтобы подтвердить христианские догмы и доктрины.
Отцы Церкви — так называли себя философы и проповедники, которые доказывали истинность христианских концепций и воззрений.
Периодом зарождения и развития патристики можно считать II–VIII вв. А основным представителем — Аврелия Августина (или Августина Блаженного).
Патристика пыталась установить христианство в языческом мире, сделать его основной религией.
Схоластика же сменила патристику. Схоласты пытались объединить учения античных философов (о логике и разуме) с религиозными догматами.
Схоластику и патристику объединяет теоцентризм. Оба учения утверждают, что в основе мира, в его центре находится Бог (а не человек).
Читайте подробнее про Теоцентризм.