Что такое Рококо

Рококо — это стиль в дизайне интерьера, архитектуры, живописи, скульптуры, а также декоративного искусства. Зародился он в начале 18 века, в Париже, очень быстро распространился по всей Франции, а дальше и в других странах. Особенно этот стиль полюбили в Австрии и Германии.

Слово "рококо" произошло от французского слова rocaille, которое обозначало наскальное произведение искусства, выполненное ракушками. Они использовались для украшения искусственных гротов.

Главные характеристики стиля рококо

rococo brazil
Церковь Сан Франсиску де Ассис в Оуру Прету (Бразилия),
живописец Мануэль да Коста Атаиде (1804)

Рококо характеризуется лёгкостью, элегантностью, обильным использованием изгибов и естественных форм в орнаменте. Главная палитра стиля состояла из светлых тонов — золотой, белый, серебристо-голубоватый и пастельные оттенки голубого, зелёного, жёлтого, а также розового. Для фонов использовали пастельные тона: кремовые или белые, зелёные, розовые и т. д.

Рококо свойственно обилие динамичных асимметричных форм и деталей, орнамент в виде цветов, китайские мотивы и с каким-нибудь золотым элементом.

В декоративно-прикладном искусстве присутствовало причудливое изящество отделки и повторение неординарных тем китайского искусства.

В скульптуре и живописи характерны мифологические, эротические, а также пасторальные сюжеты.

Легкомыслие, игривость, эротичность и причудливые завитушки в архитектуре и литературе, живописи и скульптуре, интерьере и не только пленили сердца аристократии.

Рококо и барокко

Легкомысленность рококо заменила громоздкость барокко. Однако стиль рококо превратился одновременно и развитием барокко и его такой тогда необходимой эстетической противоположностью.

Рококо и барочный стиль оба любят завершённость форм. Но если барокко не может существовать без грандиозной торжественности, то рококо всё-таки ставит превыше всего изящность, грацию и невесомость.

Рококо свойственно множество белых деталей, светлые тона, равно как и розовые, голубые, зелёные. В то время как барочному декору присущи намного более тёмные оттенки, тяжёлая, роскошная, но и громоздкая позолота.

У рококо, главным образом, орнаментальная тенденция. Термин произошёл от сочетания "барокко" и "рокайль".

Рокайль

Это витиеватая декоративная отделка гротов и фонтанов камешками, кораллами и ракушками.

Рококо в архитектуре

vierzehnheiligen
Церковь в Фирценхайлигене, Архитектор Нёйман

Архитектор Нёйман в своём творении — церкви в Фирценхайлигене (1743–1772 гг.), сочетал объёмную структуру, помпезность барокко, которая блистательно гармонирует с типичным рококо, грациозным скульптурным внутренним интерьером. Таким образом, создаётся эффект лёгкости, но вместе с тем волшебной роскоши.

Архитектурные строения в стиле рококо, которые распространялись в других европейских странах, зачастую выглядели как местная разновидность позднего барокко и воздвигались они такими архитекторами как Георг фон Кнобельсдорф (фридерицианский рококо) или Иоганн Бальтазар Нейман (барокко и рококо).

Стиль рококо в интерьере

interior

Живопись, конечно напрямую связана с интерьером. И рококо нашло своё развитие в декоративных и в станковых камерных формах. Художники расписывали пастушеские сцены (пасторальный жанр), жизнь аристократов и идеализированные портреты людей в образе мифологических героев.

Творчество их рождалось росписью плафонов и наддверных витражей (дессюдепорт). На стенах, на гобеленах (шпалеры) присутствовали преимущественно пейзажи, современные и мифологические светские темы. Образ человека терял самостоятельность и превращался в деталь украшения интерьера.

Вместе с процветанием живописи рококо укреплялась и значимость реалистического направления: достигли процветания натюрморт, пейзаж, портрет и бытовой жанр.

Художникам было характерно умение создавать свои произведения неотделимыми живописными пятнами. Общей грации они добивались использованием светлой палитры, отдавая своё предпочтение блёклым, золотистым тонам, серебристо-голубоватым, а также розовым.

Лепной или резной узор, замысловатая асимметрия, витиеватые завитки внутреннего убранства, составляли контраст со строением, которое внешне выглядело довольно серьёзно. Примером этому можно назвать небольшой дворец Малый Трианон, что находится в Версале, был построен архитектором по имени Анж-Жак Габриэль, по приказу Людовика XV для маркизы де Помпадур.

petit trianon
Малый Трианон в Версале, архитектор Анж-Жак Габриэль

В Англии рококо вдохновил больше прикладные искусства. Например, инкрустацию мебели, изготовление и обработку серебряных изделий. Рококо оказало некоторое влияние на творчество мастеров, таких как художник Уильям Хогарт и живописец Томас Гейнсборо.

Рокайльному декоративно-прикладному искусству характерна своенравная изысканность отделки и подражание диковинным темам китайского искусства.

Рококо в искусстве

Cкульптуре, живописи и графике свойственны пасторальные, эротические и эротико-мифологические мотивы.

Рококо в живописи

Первый заметный художник и один из основоположников стиля рококо был живописец Антуан Ватто, который дал наиболее идеальное олицетворение основам этого стиля.

Ближайшие последователи Ватто, кто превратил его творческий почерк в утончённое повальное увлечение, стали художники Пьер-Антуан Кийар, Никола Ланкре и Жан-Батист Патер. После Антуана Ватто стиль развивался уже от кисти таких художников, как Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар, Джованни Пеллегрини, Никола Ланкре.

boucher
Картина "Закат солнца", художник Франсуа Буше, 1752 г.

Живопись этого стиля имела в основном декоративную направленность, а также была полна тонкими переливами цвета и в тоже время была немного неяркой по колориту.

Искусство Буше диктовало правила огромному количеству художников, таких как братья ван Лоо, Шарль-Жозеф Натуар. Также оно оказало воздействие и на творчество Элизабет Виже-Лебрен и других мастеров. Это влияние длилось до самой Великой французской революции 1789 года.

Среди заметных мастеров рококо были самые разные художники, которые работали в самых разных жанрах живописи: Морис Кантен де Латур, Луи-Мишель ван Лоо, Жан-Марк Натье, Жан-Батист Перронно, Франсуа-Юбер Друэ и другие.

Последним значимым живописцем стиля рококо стал Жан-Оноре Фрагонар. Этот пейзажист, портретист и гравёр, также как и Антуан Ватто, не вписывался в рамки лишь "модного стиля".

Рококо в скульптуре

statue rococo
"Интоксикация вином" ("The Intoxication of Wine"), скульптор Клод Мишель (Клодион), 1780–1790 гг.

Во Франции скульптура в стиле рококо, по сравнению с живописью, не такая грандиозная и оригинальная. В искусстве рококо больше были распространены портретные бюсты, скульптурные группы или статуи купальщиц и амуров.

Самые знаменитые скульпторы рококо: Жан-Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Клод Мишель (Клодион).

Фальконе считается одним из самых ярких представителей этого стиля в скульптуре Франции. Однако его творчество состояло больше из статуй, рассчитанных для декорирования интерьеров и бюстов, среди которых были и статуи из терракоты.

В других европейских странах в создании скульптур рококо тоже первенствовали рассчитанные для декорирования интерьеров рельефы и статуи, небольшого размера статуэтки, в частности из терракоты и фарфора .

Например, немецкий скульптор, мастер мейсенской фарфоровой скульптуры Иоганн Иоахим Кендлер.

Стиль рококо в литературе

Уже в XIX веке слово "рококо" использовали как синоним чего-то отжившего и несовременного:

“Признаюсь в рококо моего вкуса…”

Александр Сергеевич Пушкин

Искусство будто отвергало всю серьёзность и самозабвенно бросалось к "безделушкам". Поэты стали украшать грациозными стихотворными узорами свои творения.

Супружеская любовь, такая громоздкая и принудительная, естественно, отталкивалась. Любовь превратилась в беззаботное развлечение, мимолётную прихоть.

Прекрасно показал нравственное настроение рококо поэт Эварист Дезире де Форж Парни:

“Давайте петь и веселиться,

Давайте жизнию играть,

Пусть чернь слепая суетится:

Не нам безумной подражать.”

Естественно, в то время рококо двигалось в сторону господствующего класса — дворянства.

Легкомысленные, игривые стихи, поэмы в эротической манере, картины Франсуа Буше и замысловатые архитектурные завитушки забавляли сердца современной аристократии. Однако их просветители отталкивали это искусство как что-то лишь развлекательное и даже порочное.

Французский писатель, философ-просветитель и драматург Дени Дидро в своей книге "Салоны" строго критиковал популярного тогда художника Франсуа Буше за его эротические творения ("Туалет Венеры", "Купанье Дианы" и другие).

Пьер де Мариво, французский драматург и прозаик, был важен для того времени. Писатель стиля рококо (также чувствовались в его творчестве некие нотки просветительского классицизма, чувствительности и сентиментализма) показывает себя как тонкий психолог и жанровый экспериментатор.

В написании романа "Жизнь Марианны" Мариво пользуется приёмами мемуаров и романов-псевдомемуаров, которые были популярны в начале века. Его героиня обращается к своей подруге, и этим писатель создаёт тонкое и психологически достоверное повествование истории её жизни, от лица самой героини.

Появилась особая манера изложения, которая получила название "мариводаж", воспроизводит светскую устную болтовню, также замедляет движение сюжета, заостряя внимание читателя на различных оттенках психологии героев.

Тем самым существенно переосмысливаются "романические" клише, входящие в историю Марианны (нападение разбойников, ребёнок-найдёныш, "верный" любовник, "коварный" соблазнитель).

Искусство Мариво повлияло и на его современников (Сэмюэл Ричардсон, Лоренс Стерн, Пьер Шодерло де Лакло), и на писателей следующих поколений (Альфред де Мюссе, Александр Сергеевич Пушкин).

Мода в стиле рококо

sackbackgown

В том же 18-м веке, когда на смену одежды в стиле помпезного барокко пришли не менее великолепные, но более спокойные наряды. В цветовой гамме нарядов присутствовало то же самое "спокойствие".

Стиль рококо в гардеробе — это обычно предметы сдержанных, пастельных тонов.

Одежда рококо лёгкая и элегантная. Это шикарный дворцовый стиль, женственность и элегантность, со своими особенностями:

Идеальная талия

Тонкая талия издавна была эталоном красоты, однако не каждая дама могла такой похвастаться. В таких случаях у женщин эпохи рококо был свой маленький трюк — корсет!

Ведь непрерывное использование корсета являлось причиной не только дискомфортных ощущений, но и сильно деформировало скелет.

Перчатки, веер и чулки

Веер был украшен по-разному: кружевом, бахромой или же рюшами, и считался факультативным атрибутом всего образа. А обязательными предметами наряда стиля рококо были перчатки, сшитые из светлого шёлка и чулки.

Цветы

Сначала шёлком вышивали искусственные цветы. Наравне с ними причёски и платья дам были декорированы настоящими цветами. Со временем дам начали украшать и ювелирные изделия в виде цветов или разные диадемы в виде букетов, созданных с применением драгоценных камней и металлов.

Платья и юбки

К пышным рококо платьям одевали ещё и не менее пышные юбки. Они, также как и платья, были декорированы всеми характерными для рококо элементами: цветами, рюшами, бантами и лентами. А обручи в платье пришли во второй половине 18-го века. С ними юбка начала принимать овальную форму вместо привычной круглой.

Искажение фигуры

Для рококо характерно некоторое искажение естественности фигуры. Это видно по затянутой в корсет тонкой талии, субтильным плечам, круглому лицу и резкому переходу от тонкой талии к широким бёдрам (от пышной юбки).

Цвета

Основные цвета гардероба рококо были бледных тонов: светло-жёлтый, нежно-розовый или бледно-голубой.

Асимметрия

Асимметрия была типична для мужчин и женщин и присутствовала в предметах гардероба, в причёсках или аксессуарах.

Нижнее бельё

Нижнее бельё той эпохи делалось очень роскошным. Платье того времени позволяло белью "виднеться" из-под одеяния, из-за этого вышито оно было роскошно: золото и серебро, шёлк, кружева... А лиф был вытянутой треугольной формы.

Рукава

Сам рукав отличался сужением в локте, их также щедро украшали лентами и кружевом.

Рококо в России

carskoe selo
Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне город Пушкин, Санкт-Петербург),
Бартоломео Франческо Растрелли, 1752–1756 годы

Рококо в России стало входить в моду, главным образом, в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.). Европейское воспитание императрицы способствовало внедрению в России французского влияния. Уже потом, во время царствования Екатерины Великой, мода на рококо получила своё развитие.
Когда Елизавета Петровна пришла к власти, в середине 18 века, началось строительство в Петербурге, Петергофе и Царском Селе, под руководством графа Бартоломео Франческо Растрелли (русский архитектор итальянского происхождения).
В Рос­сии направление рококо про­являлось главным образом в отделке интерьеров дворцов. Самые знаменитые архитекторы были граф Бартоломео Франческо Растрелли, Дмитрий Васильевич Ухтомский и Савва Иванович Чевакинский.
Также рококо было заметно в лепном де­ко­ре строений и в декоративно-при­клад­ном искусстве (например, резьба по дереву, мебель, серебряные, фарфоровые и ювелирные изделия).

Главные архитектурные стили

Названия и даты появления особо выделяющихся архитектурных стилей:

  • архитектура Древнего мира (от первобытного общества до X века);
  • романская архитектура (X – XII века);
  • готика (XII – XV века);
  • возрождение (начало XV – начало XVII века);
  • барокко (конец XVI – конец XVIII века);
  • рококо (начало XVIII – конец XVIII века);
  • классицизм (середина XVIII – XIX век);
  • историзм (1830-е – 1890-е годы);
  • модерн (1890-е – 1910-е годы);
  • модернизм (начало 1900-х – 1980-е годы);
  • конструктивизм (1920-е – начало 1930-х годов);
  • постмодернизм (с середины XX века);
  • хай-тек (с конца 1970-х годов);
  • деконструктивизм (с конца 1980-х годов);
  • дигитальная архитектура (с начала XXI века).

Узнайте что такое Искусство и Культура.