Принципы обучения
Принципы обучения — это рекомендации и ориентиры, которыми руководствуется преподаватель для наиболее эффективного обучения своих учеников.
Принципы обучения делятся на:
- дидактические (применяются ко всем предметам);
- методические (применяются к одному конкретному предмету).
Эти принципы определяются посредством научной оценки процесса:
- сопоставлением с его законами;
- согласованием с проблемами обучения;
- с развитием педагогики;
- с эволюцией самой системы образования.
Основные принципы обучения (дидактические)
У разных авторов список принципов несколько отличается. По одной из версий, процесс обучения проходит лучше всего, когда:
- есть содействие независимости, самомотивации и способствование самостоятельному обучению;
- учащийся сам хочет чему-то научиться или ему это нужно;
- существует какая-то оценка уровня обучающегося;
- есть поддерживающая и продуктивная среда обучения;
- программа обучения продумана с учётом потребностей, опыта и интересов обучающегося;
- учащийся активно вовлечён в процесс обучения;
- обучение не остаётся внутри стен класса;
- существует взаимная обратная связь;
- достаточно времени на усвоение новых знаний и есть возможность попрактиковаться или применить на практике;
- большое внимание уделяется реальным и актуальным проблемам;
- учащимся предлагается развивать глубокий уровень мышления и применения своих знаний.
Принципы обучения и воспитания
Принципы обучения и воспитания взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Принципы воспитания человека делают упор на его общем развитии (в социуме), в то время как принципы обучения акцентируют своё внимание на его интеллектуальном/академическом развитии.
Принципы воспитания:
- учитывать творческое развитие и уровень независимости учащегося;
- образование в соответствии с реальной ситуацией в социуме;
- согласованность между поведением педагога и тем, чему он пытается учить;
- единство между действиями преподавателей всей организации.
Узнайте также про Среднее общее образование.