Патристика
Патристика — в философии это сочинения отцов Церкви, то есть христианских наставников — писателей, поэтов и философов. Это одна из форм закрепления культуры христианства.
Изначальная цель патристики —прояснить христианство, оберечь его от язычества и сформулировать догмы (религиозные истины и правила, которые не поддаются сомнению).
Учения отцов Церкви о христианстве стали появляться во II в. н.э., а просуществовала патристика до середины VΙΙΙ в.
Церковь сама определяла, кого отнести к своим "отцам". В расчёт принималась святость автора, древность его работ и приверженность христианству во взглядах.
В более широком смысле к патристике относят труды и учения всех христианских авторов в начале возникновения и развития христианства.
Представители патристики
Римско-католическая церковь определила 8 отцов Церкви. Все они создавали свои труды не позже VIII в.:
- римские святые: Амвросий Медиоланский Иероним Блаженный, Августин, Григорий I Великий
- греческие святые: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Православная церковь, напротив, не ограничивает древность отцов Церкви. Она причисляет к ним и тех богословов, учения которых датированы IX в. и позднее (например, Симеона Нового Богослова, Григория Паламу и др.).
Этапы и основные идеи патристики
Разделяют три этапа формирования патристики:
- ранняя патристика (II–III вв.)
- зрелая патристика (IV–V вв.)
- поздняя патристика (VI–VIII вв.)
Основными задачами были:
- Упорядочить знания о христианстве и найти его проявления в язычестве.
- Сформулировать теоретические знания о христианстве.
- Создать непреложные церковные догмы (правила), которые сформируют фундамент для традиции христианства.
Ранняя патристика
К этому периоду II–III вв. относят раннехристианскую литературу. Учения носили религиозный характер.
В этот период создавали свои сочинения Апостольские отцы (мужи) и христианские гностики. Период характеризуется их противостоянием во взглядах.
Апостольские отцы
Так называли учеников апостолов. Их сочинения были очень религиозными. Они старались доказать истинность христианства и защитить его от нападок.
Некоторые их труды использовались во время богослужения и включались в Библию. По своему статусу они приравнивались к Священному Писанию. К таким трудам относят Учение 12 апостолов (Дидахэ) и Послание от имени апостола Варнавы.
Апостольские отцы:
- Климент I Римский
- Поликарп Смирнский
- Игнатий Антиохийский Богоносец
- Ерма
- Папий Иерапольский
В то же время возникло направление апологетика (от греч. apologetikos – защищающий). Её основная функция — защита христианства.
Апостольских мужей приписывают к авторам-апологетам. Среди других греческих и римских апологетов:
- Кодрат
- Аристид
- Иустин Философ
- Тертуллиан
- Минуций Феликс
- Арнобий
- Лактанций и др.
Христианские гностики
Гностики же пытались понять, где место человека и Бога в мире, кто такой Бог, каково назначение человека и т. д.
Созданное ими учение гностицизм не ограничивалось только идеями христианства. На него также оказывали влияние античная и эллинистическая философия, иудаизм, древняя иранская религия зороастризма, мифология, мистика и др.
Главные представители христианского гностицизма:
- Маркион
- Василид
- Валентин и др.
Узнайте также про Агностицизм.
Зрелая патристика
Это период расцвета патристики в IV–V вв. Появляются первые догмы, патристика расширяет территорию своего присутствия.
Среди основных греческих и римских представителей этого периода:
- Василий Великий,
- Григорий Назианзин
- Григорий Нисский
- Иоанн Златоуст
- Иларий Пиктавийский
- Аврелий Августин
- Иероним Стридонскийи др.
Поздняя патристика
Период развития патристики в VI–VIII вв.
Патристика окончательно становится частью истории христианства. Сочинения "отцов церкви" становятся церковными канонами, т.е. непреложными правилами.
Появляются чётко сформулированные догмы. Они формируют теорию христианства и его традиции.
Представители поздней патристики:
- Иоанн Дамаскин
- Григорий Великий
- Максим Исповедник и др.
На Западе в этот период патристику начинает вытеснять схоластика — направление в средневековой философии, тесно связанное с религией.
Схоластика занималась тем, что путём логических рассуждений и анализа пыталась объяснить церковные догмы и доказать, что Бог существует. Поэтому её ещё иногда называют патристикой Средневековья.
Читайте подробнее про Средневековую философию.
В чём отличие патристики от схоластики
Патристика — это сочинения и труды отцов Церкви. Её основная задача — защитить, распространить и теоретизировать христианство. Она появилась во II в. и просуществовала до VIII в.
Схоластика — философское направление, тесно связанное с религией. Она сменила патристику. Так как схоластика появилась позже, то свои идеи она черпала уже не только из документов античности, но и из христианских идей и догм.
Схоластика сформировалась в IX–XII вв. Но первые зачатки можно найти ещё в конце V–VI вв. В то время философы и христианские богословы стали проявлять интерес к работам древнегреческих учёных, которые основывали свои идеи на логике и разуме (в частности, к работам Аристотеля).
Поэтому патристика — это учения и труды, основанные на вере, а схоластика пыталась понять христианство с помощью логических рассуждений и разума.
Читайте подробнее про Схоластику. Узнайте также, что такое Теоцентризм.