Что такое Инфляция
Инфляция (с лат. inflatio — "вздутие") — явление, когда цены на товары и услуги растут без веских причин, ведь их качество и характеристики остались прежними.
Инфляция означает, что слабеет национальная валюта. То есть раньше за эти деньги можно было купить, например, 5 килограмм яблок, при инфляции — только 3 килограмма. Это означает, что снижается покупательская способность населения, а их сбережения обесцениваются.
Для обозначения противоположного процесса употребляют термин "дефляция" (с лат. deflatio — "выдувание, сдувание"). При дефляции цены снижаются.
Виды инфляции
Инфляцию разделяют по видам, в зависимости от того, как она протекает.
Виды | Описание |
По темпам роста цен: | |
Ползучая инфляция | Цены растут постепенно: не более чем на 10% в год. Такая инфляция полезна для экономики: деньги активно "вращаются" на рынке, люди предпочитают тратить их, а не копить. Если в обороте страны достаточно денег, то уменьшаются кредитные ставки, экономика становится привлекательной для инвесторов, растёт производство |
Галопирующая инфляция | Происходит быстрый рост цен: от 10 до 50% в год. Неполезная инфляция. Деньги быстро теряют свою стоимость. Население предпочитает тратить сбережения, а это повышает спрос над предложением. Поэтому цены начинают расти ещё быстрее. Банки не хотят давать кредиты, опять же из-за стремительного обесценивая национальной валюты |
Ступенчатая | Это неровный рост цен, сложно подвести его к определённому проценту, так как он постоянно меняется |
Гиперинфляция | Рост цен может доходить до тысяч или десятков тысяч процентов год. Такое происходит, как правило, в период войны, революции, кризиса. В этом случае денежная система страны не справляется настолько, что население переходит к оплате товаров и услуг другими товарами (бартерный обмен) или вводятся другие деньги. При этом предыдущая национальная валюта признаётся недействующей |
По степени вовлечённости государства: | |
Открытая | Цены растут, национальная валюта обесценивается. Но государство не пытается предотвратить рост цен. Вместо этого оно пытается управлять самой инфляцией, то есть сократить количество денег в обороте. Для этого повышаются налоги, кредитная ставка Центрального банка страны. Характерна для рыночной экономики |
Скрытая | Ситуация, когда государство не даёт ценам изменяться, поэтому они, если и растут, то незначительно. Но затраты производителей растут неизменно, и они принимают решение сократить объёмы производства. А это приводит к дефициту товаров на рынке |
По территории: | |
Локальная | Происходит в какой-либо одной стране или группе стран |
Глобальная | Происходит во всём мире |
Импортируемая | Повышаются только импортные цены (т.е. те цены, по которым закупают товары за рубежом) |
Почему происходит инфляция?
Причины инфляции можно разделить на три блока: монетарные причины, немонетарные причины и инфляционные ожидания.
Монетарные причины
Эти причины связаны с тем, сколько денег есть у экономики государства. Сюда входят:
- Экономическая политика государства.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда у государства нет денег на оборону или социальные выплаты (пенсии, пособия). Оно начинает печатать больше денег. Это приводит к их обесцениванию (девальвации). Население, видя, что национальная валюта слабеет, начинает от неё избавляться: покупать иностранную валюту или покупать товары, недвижимость. Что приводит к увеличению спроса, а следовательно, и росту цен. - Политика центрального банка государства.
Так, банк может понижать или повышать ключевую ставку. Это меняет ряд экономических показателей. А для людей это означает изменение экономики их семьи (становится выгоднее или сберегать средства, или, наоборот, финансировать их во что-то). Плюс ключевая ставка меняет стоимость недвижимости, ценных бумаг (то есть цены растут или падают). - Наличие в обороте избыточных свободных денег (денежных средств, которые расходуются исключительно на покупку и продажу товаров и услуг).
Если у людей избыток средств, которые они готовы потратить, то это приводит к росту спроса над предложением. А это прямой путь к повышению цен. - Присутствие на рынке компаний-монополистов. Такие компании сами устанавливают цены, они не ориентируются на спрос и предложение, потому что у них нет конкурентов. Поэтому даже при увеличении цен, население всё равно будет покупать товары у таких компаний.
- Некорректная кредитная политика банков и других финансовых институтов. Например, когда банки начинают выдавать большое количество кредитов.
Немонетарные причины
Это такие причины, которые не связаны с количеством денег в экономике. К ним относят:
- Валютный курс. Например, если российский производитель товаров покупает ингредиенты у иностранных партнёров за доллары. Увеличение курса доллара приведёт к тому, что продавец, дабы покрыть свои издержки, вынужден будет поднять цены.
- Конкуренция среди производителей товаров. Монополия ведёт к тому, что спрос и предложение не контролируют цены.
- Погодные условия, которые влияют на урожай. Ведь цены на многие продовольственные товары устанавливаются в зависимости от того, насколько богат был урожай.
- Неразвитые сферы, куда можно деньги инвестировать. Сюда же относится недостаточная осведомлённость населения о том, на что можно тратить деньги, помимо покупки товаров.
- Низкая производительность труда. Например, компания производила 10 столов в месяц. Но потом спрос на них упал, и компания стала производить 5 столов. Прибыль уменьшилась, но расходы остались прежними. Чтобы покрыть разницу, компании нужно повысить цену на стол.
Инфляционные ожидания
Ещё один блок причин инфляции — это предположения производителей товаров или тех, кто оказывает услуги, о том, какой будет инфляция., то есть их инфляционные ожидания.
Если они ожидают большой процент инфляции, то, чтобы избежать больших будущих издержек, устанавливают цены выше.
Инфляция спроса и предложения
Инфляцию делят на инфляцию спроса и инфляцию предложения (или издержек).
Если рост цен провоцирует большой спрос на товары — это инфляция спроса. При большом спросе (то есть много людей хотят купить этот товар) и маленьком предложении (то есть мало товара, на всех не хватает) цены растут. Эту разновидность ещё называют инфляцией "покупателя".
Об инфляции предложения говорят, когда издержки производства становятся больше и компании повышают цены. Поэтому это инфляция "продавца".
Например, кафе продаёт пирожные и кофе, но ингредиенты закупает у партнёра. Если партнёр поднял цены на ингредиенты, то кафе, чтобы покрыть свои издержки (то есть расходы на аренду помещения, доставку, заработную плату, воду и газ и т.д.), тоже поднимает цены.
Каковы последствия инфляции?
Ползучая инфляция полезна для экономики. Компании заинтересованы производить товары, их прибыль потихонечку растёт. С небольшой инфляцией повышается заработная плата.
При высоких показателях инфляции страдают все. Деньги обесцениваются, сбережения уменьшаются, так как банки снижают проценты для накоплений.
Растут цены. Слабеет национальная валюта, по отношению к мировой валюте.
Замедляется или вовсе останавливается производство, наступает дефицит товаров.
У государства не хватает бюджета. Следовательно, сокращаются выплаты пенсий, пособий и других социальных платежей.
Как определяют уровень инфляции?
Определяют с помощью такого показателя, как индекс потребительских цен (ИПЦ).
Это статистика, которую проводит Федеральная служба государственной статистики. В статистику входят данные о том, как изменяются цены на товары (продовольственные и непродовольственные), которые обычно покупает средний потребитель. Такие товары называются потребительской корзиной.
Другими словами, служба отслеживает изменение цен на эту потребительскую корзину примерно за 1 год. И может сравнить, какова была цена в феврале прошлого года и в феврале текущего. Изменение этого индекса покажет уровень инфляции.
Читайте про Рыночную экономику.