Что такое Эпистемология
Эпистемология (греч. episteme — знание, logos — учение) — направление в философии, которое изучает, что такое знание, из каких составляющих оно состоит, для чего оно нужно и как его развивать. Эпистемологию ещё называют теорией познания.
Сначала эпистемология изучала, что такое научное знание, затем — знание в целом.
Научное знание, в свою очередь, это такое, которое изучает, по каким законам строится общество, существует природа и каким образом человек мыслит. Иначе говоря, научное знание должно быть связано с обществом и быть доказуемым.
Нередко эпистемологию связывают с гносеологией. Эти понятия считаются эквивалентными.
Гносеология (греч. gnosis — знание, и logos — слово) — изучает теорию познания, а также то, как человек получает знания.
Современные философы стали различать эти два понятия. Отличие, по их мнению, состоит в том, что эпистемология изучает знание как таковое и его составляющие. А гносеология — как именно мы получаем эти знания.
Виды эпистемологии
Различают классическую и неклассическую эпистемологию.
Классическая эпистемология
Характерные черты:
- критицизм или, другими словами, критическое отношение к идее о том, что существует иной мир вне нашего сознания, а также о том, что нам под силу познать чужие сознания;
- фундаментализм — чтобы определить, что такое знание, необходимо понять, чем оно отличается от незнания. Должны быть прочные не поддающиеся сомнению характерные черты знания. Чтобы было понятно, как судить: вот это знание, а это незнание;
- наукоцентризм — принятие только научного знания в качестве единственного;
- субъектоцентризм — субъект (то есть человек) находится в центре этого философского направления. А точнее, его сознание. Философы утверждали, что мы можем знать своё сознание и накопленные там сведения. Если же какие-то явления или предметы находятся вне сознания, то и знать о них наверняка мы не можем.
Неклассическая эпистемология
Её ещё называют современной эпистемологией, потому что она возникла как результат развития общества, технологий, культуры, эволюции в целом.
Характерные черты современной эпистемологии отличаются от классической. В частности, современная эпистемология уже не критикует абсолютно все появившиеся до этого знания. Она опирается на них и принимает некоторые из них. Таким образом, критицизм перешёл в посткритицизм.
Современная эпистемология также не верит больше в наличие фундаментальных принципов или черт. На первый план в познании выходит психология. Появляются такие понятия, как:
- натурализованная (американский философ Уиллард Ван Орман Куайн, 1908–2000);
- генетическая (швейцарский философ Жан Пиаже,1896–1980);
- экспериментальная эпистемология (американский философ Дэниел Деннет, род. в 1942).
Субъективизм не устраивает современных философов, изучающих эпистемологию. Они стали признавать существование внешнего мира, помимо мира сознания.
В связи с этим нужно упомянуть советского психолога Льва Семёновича Выготского, который утверждал, что люди взаимодействуют между собой во внешнем мире и таким образом меняется их сознание.
Эпистемология права
В рамках юриспруденции эпистемология изучает, что такое право, рассматриваются и изучаются правовые теории и правовые концепции, их появление и непредвзятость. Эпистемология права также изучает юридическое знание и мышление человека, который вовлечён в правовые отношения.
Эпистемология и онтология
Если эпистемология изучает, что такое знание. То онтология изучает бытиё, основу существования. Причём как всего мира в целом, так и отдельного человека.
Термин произошёл от греческих слов ontos — сущее и logos — учение. Создание термина приписывают немецкому учёному Рудольфу Гоклениусу (1547–1628).
Узнайте также, что такое Гуманизм, Релятивизм и Софистика.