Что такое Дисклеймер

Дисклеймер (от англ. disclaimer, disclaim — не признавать, отрекаться, отрицать) — это заявление в письменной форме, когда человек отказывается нести ответственность за свои поступки или за поступки других людей.

Слово пришло из французского языка и означало буквально "отсутствие крика, голоса". То есть человек не даёт свой голос по отношению к чему-то, отказывается от чего-то.

Это понятие используется в юридической сфере.

Простым примером будет письменный текст, который рестораны помещают в своём меню с картинками. Естественно картинка призвана пробудить аппетит клиента и часто не совпадает с тем, как блюдо выглядит в действительности.

Поэтому рестораны и кафе добавляют в меню фразу, что фотографии носят иллюстративный характер. Эта фраза и есть дисклеймер — попытка снять с себя ответственность за возможные будущие претензии клиента.

Другой пример — фраза "способ сервировки" или "способ подачи" на каком-либо продукте. Опять же из-за картинки.

дисклеймер
Фотография призвана пробудить аппетит и побудить человека купить товар. Дисклеймер нужен для того, чтобы избежать обвинений в несоответствии продукции внутри упаковки изображению, которое размещено снаружи.

Впрочем, наличие дисклеймера не говорит о том, что человек не будет привлечён к ответственности.

Где используются дисклеймеры?

  • в газетах, журналах, иных СМИ;
  • в киноиндустрии: компании — производители фильмов, сериалов, мультфильмов;
  • в рекламе;
  • телерадиовещательные компании;
  • владельцы вебсайтов;
  • издательские дома;
  • любые компании, которые производят товар и затем продают его.

Примеры дисклеймеров

На сайтах

В связи с развитием интернета и появлением огромнейшего объёма информации трудно уследить за её правильностью.

Поэтому создатели сайтов используют дисклеймеры, чтобы защитить себя от возможных обвинений и претензий со стороны других лиц.

"Владельцы сайта не несут ответственности за правильность информации, размещённой другими пользователями".

А если сайт предназначен только для лиц старше определённого возраста, то дисклеймер будет такой:

"Внимание! Наполнение сайта предназначено для лиц старше Х лет".

В киноиндустрии

Самым часто встречающимся дисклеймером в кино является этот: "Все персонажи выдуманы. Любые совпадения случайны".

Компания Disney, чтобы избежать обвинений в расизме, разместила следующий дисклеймер в некоторых мультфильмах собственного производства: "Внимание! Фильмы могут содержать неактуальные культурные взгляды" (оригинал: It may contain outdated cultural depictions).

В рекламе

Например, в рекламе лекарственных препаратов дисклеймер — это фраза: "Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом".

В ресторанах и кафе

Здесь могут встречаться самые разнообразные дисклеймеры.

Так, одни заведения могут письменно предупреждать клиентов (как правило, в меню) о том, что минимальное время готовки составляет 30 минут.

Другие могут сообщать клиентам, что не готовы убирать из блюд какие-то ингредиенты, и просят клиентов, если те не любят лук, не заказывать блюда с луком.