Что такое Дисклеймер
Дисклеймер (от англ. disclaimer, disclaim — не признавать, отрекаться, отрицать) — это заявление в письменной форме, когда человек отказывается нести ответственность за свои поступки или за поступки других людей.
Слово пришло из французского языка и означало буквально "отсутствие крика, голоса". То есть человек не даёт свой голос по отношению к чему-то, отказывается от чего-то.
Это понятие используется в юридической сфере.
Простым примером будет письменный текст, который рестораны помещают в своём меню с картинками. Естественно картинка призвана пробудить аппетит клиента и часто не совпадает с тем, как блюдо выглядит в действительности.
Поэтому рестораны и кафе добавляют в меню фразу, что фотографии носят иллюстративный характер. Эта фраза и есть дисклеймер — попытка снять с себя ответственность за возможные будущие претензии клиента.
Другой пример — фраза "способ сервировки" или "способ подачи" на каком-либо продукте. Опять же из-за картинки.
Впрочем, наличие дисклеймера не говорит о том, что человек не будет привлечён к ответственности.
Где используются дисклеймеры?
- в газетах, журналах, иных СМИ;
- в киноиндустрии: компании — производители фильмов, сериалов, мультфильмов;
- в рекламе;
- телерадиовещательные компании;
- владельцы вебсайтов;
- издательские дома;
- любые компании, которые производят товар и затем продают его.
Примеры дисклеймеров
На сайтах
В связи с развитием интернета и появлением огромнейшего объёма информации трудно уследить за её правильностью.
Поэтому создатели сайтов используют дисклеймеры, чтобы защитить себя от возможных обвинений и претензий со стороны других лиц.
"Владельцы сайта не несут ответственности за правильность информации, размещённой другими пользователями".
А если сайт предназначен только для лиц старше определённого возраста, то дисклеймер будет такой:
"Внимание! Наполнение сайта предназначено для лиц старше Х лет".
В киноиндустрии
Самым часто встречающимся дисклеймером в кино является этот: "Все персонажи выдуманы. Любые совпадения случайны".
Компания Disney, чтобы избежать обвинений в расизме, разместила следующий дисклеймер в некоторых мультфильмах собственного производства: "Внимание! Фильмы могут содержать неактуальные культурные взгляды" (оригинал: It may contain outdated cultural depictions).
В рекламе
Например, в рекламе лекарственных препаратов дисклеймер — это фраза: "Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом".
В ресторанах и кафе
Здесь могут встречаться самые разнообразные дисклеймеры.
Так, одни заведения могут письменно предупреждать клиентов (как правило, в меню) о том, что минимальное время готовки составляет 30 минут.
Другие могут сообщать клиентам, что не готовы убирать из блюд какие-то ингредиенты, и просят клиентов, если те не любят лук, не заказывать блюда с луком.