Что такое Барокко
Барокко — это стиль архитектуры, музыки и искусства, который преобладал в Европе в конце 17 века. Этот художественный стиль зародился около 1630 года в Риме, Италии, а потом распространился по всей Европе.
Барокко характеризуется присутствием витиеватых деталей, экстравагантностью и помпезностью.
Слово "барокко" произошло от предримского слова "barro" (XIV век), которое перешло в "барокко" в 1813 году и означает "жемчужина с неровной поверхностью".
Это направление, как стиль, получило влияние, или от французского "baroque", или от итальянского "baròcco", а они в свою очередь, происходят из португальского "barroco".
Барокко — это эволюция форм Ренессанса. "Эпохой барокко" обычно называют период между 1600 и 1750 годами.
Это слово стало широко использоваться в течение девятнадцатого века, чтобы обозначить необычный, экстравагантный и эмоциональный вид искусства.
Сегодня его смысл изменился, чтобы выразить, прежде всего, искусство драматического конфликта между элементами борьбы или контраста.
Черты барокко
Стиль барокко характеризуется изобилием и величием в скульптуре, живописи, архитектуре, литературе, танце и музыке. Барокко характеризуется художественной и культурной атмосферой, наполненной конфликтом между духовным и мирским.
В конечном итоге, слово "барокко" почти на всех европейских языках превратилось в синонимом экстравагантного, деформированного, отклоняющегося от нормы, необычного, нестандартного, и даже абсурдного.
В барокко доминируют грандиозные композиции, витиеватые изогнутые линии и изобилие орнамента.
Архитектура барокко
В барокко были смешаны и адаптированы различные стили, таким образом регулярные повторяющиеся рисунки уступили место иррегулярности и плавным изгибам. Однако это разнообразие, более-менее контролировалось для достижения симметрии и величия.
Наконец, впервые с самой древности, архитекторы начали потихоньку прорабатывать оптическую иллюзию в строительстве. Они поняли, что можно обмануть глаза, и показать большое здание просто огромным.
Это идёт к трюкам греков, которые таким образом потрясали ещё больше глаза каждого смотрящего своими великими храмами.
Одними из самых ярких мастеров того времени считаются Джованни Лоренцо Бернини (итальянский скульптор и архитектор), Франческо Борромини (итальянский архитектор) и Пьетро да Кортона (итальянский живописец и архитектор).
В Германии, в Мюнхене, в 1733—1746 годах была возведена церковь Азамкирхе (по-немецки Asamkirche), построенная братьями Азам (Космас Дамиан Азам и Эгид Квирин Азам). Она славится, как один из самых главных архитектурных возведений южнонемецкого позднего барокко.
Барокко в живописи
С 1650 года Париж стал столицей европейского искусства вместо Рима. Искусство во Франции было под защитой Людовика XIV.
Во Фландрии, влияние Рима было передано непосредственно через работы Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Многие местные школы в Нидерландах также происходят из римских моделей, достигая своего максимального выражения произведениями Рембрандта (Рембрандт Харменс ван Рейн, 1606-1669).
В Испании Диего Веласкес (1599-1660) объединил немецкие и итальянские веяния в новый вид объективности в своём искусстве, он сочетал наблюдательную преданность с неожиданными изменениями в смысле традиционных изображений.
Живопись состояла из трёх основных компонентов: контраста из тёмного и светлого, колористической чувственности и пластического динамизма. Всё это было связано с драматизмом в композиции (криволинейная плавность форм, наклонные оси), с цветом (тёплые тона, боковое освещение) и содержанием (театральное выражение и поведение).
Фрески на стенах и сводах подают идею иллюзорного пространства через аллегорию, перспективу и религиозные предметы (например, работы Андреа дель Поццо).
Барокко в литературе
Барочный литературный стиль обычно характеризуется риторической утончённостью, игрой и чрезмерностью. Сознательно писатели переделывали риторику и поэзию, тем самым критикуя её.
Петраркистские, пасторальные, и эпические традиции — писатели в барокко бросали вызов обычным понятиям благопристойности, они использовали, и даже злоупотребляли такими тропами и фигурами, как: метафора, гипербола, парадокс, анафора, гипербатон, гипотаксис, паратаксис, парономазия и оксиморон.
Ценится создание изобилия и многообразия, равно как и культивирование concordia discors (латинское выражение, обозначающее "согласие противоречий") и стратегии антитезиса, довольно часто достигает своей кульминации аллегорией или метафорой.
Распространение барокко на литературу в обозначение стиля произошло довольно недавно, но вполне справедливо, поскольку каждая эпоха имеет свой общий стиль и образ жизни, во всей своей многообразности проявлений.
Это вытекает из лёгкости, с которой работы Генриха Вёльфлина (швейцарский писатель, историк и искусствовед) могут быть перенесены в литературу, поэтому это развитие является логичным.
Сравнить хотя бы одно произведение Жана-Батиста Расина (французский драматург) с одним из Педро Кальдерона де ла Барка или Уильяма Шекспира. В первом, структура с закрытой проблемой в трёх частях, сделано в каждой детали — идеальный стих, законченный акт и в архитектурном ансамбле.
В двух других места и время игнорируются, глубина композиции и несколько планов, или же открытая форма, но не в закрытой прямолинейной откровенности.
Рассмотрим например роман "Дон Кихот" Мигеля де Сервантес и его структуру. Эпизоды "Кихота", как в театре, накапливаются и происходят без видимого плана, но каждый из них со своим значением где история, в различных "выходах" героя, открывается для других историй, рассказываемых персонажами.
"Выходы" и возвращения Кихота сравнимы с закруглением кривой барокко. Как антитеза соответствует контрасту тёмно —светлой барочной пластики, также перифраз представляет собой в литературе изогнутые линии барокко и их заигрывание.
Главные темы барокко в литературе
Представители барочной литературы часто подходят к таким темам как: carpe diem (латинское выражение, означает "живи настоящим"), религия и мистика, непостоянство счастья, всесилие рока и случая, шаткость жизненных ценностей, героизм и эротизм.
Примеры барочной литературы
В Европе можно выделить выдающихся представителей литературы барокко:
- Педро Кальдерон де ла Барка (драматург и поэт, испанец, в драме);
- Луис де Гонгора-и-Арготе (поэт, испанец);
- Джанбаттиста Марино (поэт, итальянец);
- Венсан Вуатюр (поэт, француз);
- Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсгаузен (писатель, немец) — роман "Симплициссимус".
В России к литературе барокко относятся:
- Симеон Полоцкий (поэт и драматург, духовный писатель, богослов и др.);
- Феофан Прокопович (писатель и поэт, публицист, философ и др.);
- Михаил Васильевич Ломоносов (его ранние работы; поэт, филолог, физик и химик, великий русский учёный-естествоиспытатель и др.).
Музыка барокко
Декоративизм, великолепие, вальяжность — это характеристики, привычно приписанные музыке барокко.
Барочный период соответствует XVII веку и первой половине XVIII века — время, уже частично классифицируемое как рококо.
Это время имеет в качестве международных показателей таких композиторов, как Клаудио Монтеверди, Андреа и Джованни Габриэлли, Генри Пёрселл, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.
Но одним из самых типичных композиторов музыки в стиле барокко можно считать Орацио Беневоли (1605—1672), он творил в основном церковную музыку (мессы и мотеты).
На протяжении долгого времени считалось, что Орацио Беневоли написал колоссальную 53-голосную мессу, которая была исполнена для освящения Зальцбургского собора, в котором различные оркестровые группы и хоры расположены не вместе, а в нескольких точках церкви.
Однако этот факт оспорил исследователь Эрнст Хинтермайер и доказал, что в 1628 г. на празднество освящения храма в Зальцбурге исполнялось другое произведение, а "Зальцбургская месса" принадлежит не Беневоли, а скорее всего Хенриху Игнацу Францу фон Биберу.
Примером музыки барокко можно назвать музыкальное произведение Антонио Вивальди – "Времена года" (дата публикации концертов 1725 год).
Особенности музыки барокко
-
Контраст как динамический элемент — композиторы эпохи барокко использовали контраст в качестве драматического элемента в своей музыке. Контраст — это разница между частями или различными звуками инструмента, например: громко — тихо, соло — ансамбль, и т. д.;
-
Монодия, если это бассо континуо (итал. basso continuo "непрерывный бас", также генерал-бас, цифрованный бас) — пытаясь подражать древней музыке, композиторы стали меньше сосредотачиваться на сложной полифонии (многоголосие), которая доминировала в пятнадцатом и шестнадцатом веках и больше на едином голосе с упрощённым сопровождением или монодии;
- Омофония — музыка с одним мелодичным голосом и с ритмично подобным ему аккомпанементом (омофония и монодия контрастировали с типичным Ренессансом);
- Новые приёмы игры на музыкальных инструментах, такие как тремоло (дрожащий эффект) и пиццикато (для смычковых струнных музыкальных инструментов, звук играется щипком струны, а не смычком);
- Понятная и последовательная мелодия;
- Стиль кончертато — стиль музыки, в котором группы инструментов или голосов делят мелодию, обычно в чередовании (будто "соревнуясь"), и почти всегда произведение создано согласно бассо континуо (генерал-бас).
Рококо и барокко
Рококо возник уже после барокко и взял из него многие его особенности. Однако они были видоизменены, рококо смягчил и убавил этот размах. Барокко характерны контраст свет-тень, роскошность, грандиозная величественность, тёмная, но яркая цветовая гамма.
Рококо — это изящество, невесомость, грациозность, в нём доминируют светлые пастельные цвета. В барокко главенствует объём и размах, а в рококо отдавалось предпочтение миниатюрным деталям и элементам. Для барокко типична контрастность цвета, в рококо — он плавно перетекает.
Барокко давит своей надменной театральностью, а рококо всё делает невесомым своей кокетливой камерностью и изысканностью. Барокко — это помпезность, грандиозность, строгость и серьёзность, а рококо — игривость, легкомысленность, но и изысканность и деликатность.
Барокко в России
В России барокко больше выразилось в архитектуре. Здесь особо было распространено к фасаду красного цвета добавить белые украшения. Эти архитектурные изменения, к русскому барокко, произошли ещё до начала грандиозных реформ Петра I.
В 1680-х, в Москве начали представать взору церкви, которые не были похожи на традиционные храмы той эпохи, к примеру Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Она отличалась от других тем, что у неё были типичные, для западноевропейской архитектуры, ордера — членения фасада строения посредством колонн. Во время правления Петра I барокко стало довольно популярным.
Во время царствования дочери Петра — Елизаветы, был на пике популярности уже другой стиль — петровское барокко (был популярен в годы 1697—1730).
Некоторые из главных памятников петровского барокко в Санкт-Петербурге:
- Меншиковский дворец (архитектор Фонтана, строительство 1710—1720 годы);
- здание Двенадцати коллегий (архитектор Доменико Трезини, строительство 1722—1742 годы);
- Кикины палаты в Петербурге (архитектор неизвестен, строительство 1714—1720 годы).
Во время правления Елизаветы в Петербурге работал самый знаменитый в России архитектор барокко того времени — Граф Бартоломео Франческо Растрелли.
Он создал истинно шикарные, роскошно оформленные дворцы в архитектурном стиле Елизаветинское барокко:
- Зимний дворец (строительство 1757—1762 годы);
- Большой дворец в Петергофе (строительство 1714—1755 годы);
- Екатерининский в Царском Селе (также его называют Большой дворец, Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец или Старый дворец, строительство 1752—1756 годы).
Однако уже в период Екатерины II барокко постепенно утратило свою мощь.